Доступная среда
Инклюзивное образование — это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Цель инклюзивного образования ДОУ: создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
1.Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
2.Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
3.Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ д/с № 41 состоит из 2-хэтажного здания, имеющего 3 блока.
При входе на территории ДОУ имеется схема территории, выполненная рельефноточечным шрифтом Брайля, и на контрастном фоне. Входная площадка имеет навес, подъемник, кнопку вызова при входе, дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации — звуковой информацией. А также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации — знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля, и на контрастном фоне. На проступях краевых ступеней лестничных маршей нанесены полосы контрастных с поверхностью ступени цветов.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо и кресло-коляска.
Доступ на второй этаж осуществляется с помощью лифта, переход между блоками в ДОУ осуществляется посредствам подъемника. Поручни лестничных маршей имеют тактильное обозначение этажей. На проступях краевых ступеней лестничных маршей нанесены полосы контрастных с поверхностью ступени цветов. На каждом этаже имеется схема этажа и плана эвакуации, выполненная рельефноточечным шрифтом Брайля, и на контрастном фоне.
Обозначения кабинетов, групповых помещений дублируется необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информацией — знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля, и на контрастном фоне.
Для защиты людей, относящихся к категории маломобильных групп населения (далее – МГН), от опасных факторов пожара во время пожара в наличии помещение, выделенное противопожарными преградами, оснащенное системами противопожарной защиты в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и свода правил.
Имеется наличие и доступность санитарно — гигиенических помещений в организации для маломобильных групп населения.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в кабинеты образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
Инвалиды и лица с ОВЗ лёгкой степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
При необходимости ДОУ может предоставить услуги тифло -сурдопедагога. С этой целью детский сад заключил «Договор о сотрудничестве в области психолого — педагогической и социальной помощи» с Центром психологической коррекции «Надежда».
О специально оборудованных учебных кабинетов — нет
Лица с ОВЗ и дети — инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.
Физкультурный зал
В физкультурном зале проводятся физкультурные занятия,праздники. Оснащен спортивным оборудованием (скакалки, мячи, обручи, дуги, маты, сенсорные дорожки, тренажеры и т.д.), а также специальными детскими тренажерами.
Тренажерный зал.
Тренажёрный зал оснащен детскими тренажёрами. Все тренажёры специально разработаны для детей, сделаны из безопасных материалов, выполнены в привлекательном дизайне и расцветке, имеют прочную устойчивую конструкцию. Основная цель занятий в тренажерном зале – это укрепление сердечно-сосудистой системы, вестибулярного аппарата и формирование правильной осанки у дошкольника.
Плавательный бассейн
Занятия в плавательном бассейне помогают развивать и укреплять мышечный корсет и правильную осанку, а ритмичное дыхание способствует профилактике вирусно-респираторных заболеваний. Также плавание – один из самых менее травмоопасных видов спорта, так как тело полностью поддерживается водой, и нагрузка распределяется равномерно на все группы мышц. Улучшение кровообращения в ходе занятия способствует повышению мозговой активности.
Кабинет педагога — психолога
Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение. Кабинет оборудован методической литературой, настольными дидактическими играми.
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – специально оборудованных объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования детьми — инвалидами и лицами с ОВЗ, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата — нет., лицам с нарушениями слуха, с нарушениями умственного развития, с нарушениями речевого развития используются все имеющиеся объекты.
О библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете и в групповых ячейках: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература.
О объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья доступа к объектам спорта для инвалидов и лиц с ОВЗ, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата — нет., для лиц с нарушениям слуха, с нарушениям умственного развития, с нарушениями речевого развития, доступ к объектам спорта не ограничен.
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
для организации разнообразных видов деятельности воспитанников обеспечено средствами обучения и воспитания:
– игровым и учебным оборудованием (дидактические игры, игрушки, учебные пособия),
– спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты, обручи и др.),
– учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, различный демонстрационный материал),
– компьютерным оборудованием, оснащенным доступом к информационно-телекоммуникационным сетям (ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска),
– аппаратно-программными и аудиовизуальными средствами (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты с презентациями и демонстрационными материалами для проведения образовательной деятельности по образовательным областям – познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое),
– печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).
Доступ к средствам обучения и воспитания, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – не ограничен.
О специальных условиях питания – создание отдельного меню не осуществляется.МБДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН. В учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.
О специальных условиях охраны здоровья – медицинское обслуживание детей в детском саду осуществляет ГБУЗ СК «Городская клиническая поликлиника № 5» г. Ставрополя. Медицинский персонал наряду с администрацией ДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима, качества питания.
Организация оздоровления воспитанников в ДОУ соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, строится с учётом плана профилактическо-оздоровительной работы.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников
проводятся следующее мероприятия:
— проведение профилактических осмотров;
— мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
— осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
— обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
— осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
— осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
В Учреждении имеется медицинский кабинет и процедурный кабинет. Санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям СанПин: световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме. С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).
В ДОУ функционирует психолого-педагогический консилиум учреждения. Целью ППк является обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанников, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии с образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ТПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе детей-инвалидов.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил . Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок
Содержание предметно-развивающей среды основано на принципах индивидуальной комфортности, уюта, удобства и эстетического восприятия дизайна всех помещений.
Состояние здания и территории учреждения соответствует санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей соответствуют требованиям охраны труда.
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья– воспитанники ДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного класса в ДОУ нет.
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья –доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования — технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
О наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат — общежитие и интернат отсутствуют
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — жилые помещения в общежитии, интернате, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.